Мицуге Саотомэ- книга» Принципы Айкидо» стр 31.
«-Вы можете удивиться: «зачем тренироваться с мечами или другим древним оружием, если мы изучаем не технику, а принцип? Зачем использовать архаичное, старомодное оружие, утратившее свое значение сегодня?»
Действительно: сегодня мы уже не сражаемся на мечах, джо или копьях. И так же правда, что подобное оружие бесполезно против самого примитивного, но хорошо нацеленного пистолета, не говоря уже о ядерных ракетах, находящихся сегодня в арсенале мировых держав. И конечно, мы изучаем принципы и сознание будо, а не просто и не только ката с мечем.
Но я полагаю, что работа с оружием улучшает те качества, которые трудно раскрыть в технике без оружия. Кроме того, оружие увеличивает интенсивность ваших тренировок. Гораздо больнее и опасней получить удар бокеном или дзе, чем пустой рукой. Практика занятий без оружия может привести к эгоистичному закостенению: вы можете стать более грубыми по отношению к своим партнерам, чем должны быть, и перестанете замечать ту боль, которую вы им причиняете. Если вы тренируетесь с оружием, то очень быстро начинаете понимать, что неосторожное, агрессивное или вызывающее поведение может оказаться гибельным. Вы начинаете больше беспокоиться о возможных травмах — своих и партнера. Видеть и чувствовать чужую боль и сострадать вашему партнеру — самый важный шаг на пути достижения ай нуке (ай нуке — взаимное сохранение).
Чтобы избежать травм при работе с оружием, вы должны научиться точности, концентрации, готовности, точности и решительности. Все эти качества необходимы как для роста мастерства в ваших занятиях айкидо, так и для развития ваших человеческих качеств. Ваше чувство времени, равновесие, интуиции и справедливости станут более уверенными при работе с оружием»
«Оружие учит вас смирению и заставляет вас всегда помнить о смертельной цене любой ошибки.»
«Древняя природа оружия, которое мы используем в айкидо, имеет огромную ценность и дает очень важный урок, который необходимо выучить. Такие типы оружия, как меч или нож, имеют качество, которое утеряно в современном оружии: это оружие — личное. Сегодня вы можете послать крылатую ракету на другой конец планеты и никогда не увидеть тела своих жертв, боль и страдания, которые вы им причинили. Вам никогда не придется смотреть в глаза своей жертве. Но с мечом вы должны встретиться со своим врагом лицом к лицу. Невозможно игнорировать реальность боли и существования вашего противника как человеческого существа».
«В целом, оружие — это средство для тренировки вашего духа и очищения вашего сознания. Оружие расширяет ваши физические возможности, его использование расширит ваше физическое понимание и придаст реальность понятиям, которые вы стремитесь постичь, изучая айкидо»
Хироши Изояма Интервью в Aikido Journal #119 (2000)
-«Как вы считаете, у оружия есть своя роль в тренировках айкидо?»
-«Я определенно считаю, что есть. Такие техники, как тачидори (техника отбора меча) и джодори (техника отбора палки) включены как часть программы сдачи на дан. И люди, которые делают только техники без оружия, не смогут ее выполнять. Разве не так?
Так же, если вы сами недостаточно хорошо управляетесь с оружием, вы не сможете правильно реагировать, когда у вашего оппонента есть оружие. Как выдумаете, у вас бы получилось выполнять тачидори из техник айкидо против меча эксперта по кендо? Или если бы практикующий Мусо-рю джодо дал бы вам шанс отобрать у него джо, думаете, это было бы так легко? Я очень сомневаюсь. Я думаю, техники с оружием чрезвычайно важны, но я так же думаю, что это очень опасно практиковать их только поверхностно. Если вы собираетесь заниматься с оружием, то занимайтесь правильно и очень тщательно. Это единственная причина, почему я думаю, что нет большой необходимости практиковать вещи типа тачидори или джодори во многих вариациях. Тантодори (техники отбора ножа), также я практиковался против настоящего
меча, но только в нескольких вариациях. Все, что вам надо — это одна или две техники,
и если вы овладеете ими действительно хорошо, тогда вы будете подготовлены для самозащиты против подобных вещей настолько хорошо, насколько это только возможно. И конечно, в любом случае, в тренировках с оружием есть элемент опасности. Так как мы не можем заниматься с настоящими клинками, мы используем вместо них деревянные мечи (бокен). Но если вы хотите тренироваться настолько эффективно, насколько это возможно, то вы постоянно должны думать о бокене как о настоящем мече, а не о палке. Это включает быстрые, решающие, полные решимости атаки. Вы не сможете достигнуть нужную степень серьезности, если вы рубите только для того, что бы сделать укеми. Это хорошая идея, держать в уме такие мысли, когда вы занимаетесь с оружием. Часто говорят, что в айкидо нет состязаний. Я думаю, что у этого есть несколько уровней значений. О’Сенсей однажды сказал: «Победа и поражения относительны, тогда как айкидо ищет не относительную, а абсолютную силу. Поэтому айкидо — это ежедневная тренировка, чтобы ‘победить до сражения’.»
-Как вы думаете, каким было видение техник с оружием у основателя? Например, в соответствии с Морихиро Сайто сенсеем, основатель много тренировался с оружием, и поэтому айкидо Сайто Сенсея содержит много техник с оружием. С другой стороны, другие указывают, что основатель не преподавал оружие в Хомбу Додзё и даже злился, если люди с ним тренировались.»
-«Я думаю, то, что О-Сенсей не преподавал техник с оружием в Хомбу Додзё, может быть правдой. Это может быть из-за того, что он не тренировал там достаточно много времени. Когда он возвращался назад в Ивама, у него было полно времени для таких занятий и те из нас, кто был там, на самом деле изучали такое оружие, как кен и джо. Поэтому то, что говорит Сайто Сенсей, правда. Теперь по поводу того, что О-Сенсей злился, если люди занимались с оружием в Хомбу Додзё. В действительности, я сам видел, как О-Сенсей злился, однако это было потому, что люди делали парную практику с мечом (кумитачи), хотя они не могли делать достаточно хорошо даже самостоятельные упражнения с мечом (субури). Я думаю, О-Сенсей считал, что если его ученики собираются заниматься с мечом, то они должны делать это правильно. И он злился, если видел, что они просто размахивают мечами, как будто они в какой-то самурайской драме.»
Кобаяси Ясуо. Айкидо Кобаяши додзе.
«Это хорошо — изучать оружие. Привыкать к этому постепенно, с самого
начала. Айкидо вышло из дзю-дзюцу, а оно включает в себя защиту от атак
мечом. Я думаю, что изучая меч и дзё, люди могут понимать движения более
легко»».
Стенли Пранин Источник- Aikido Journal #108
«В последние десять лет мы смогли собрать исчерпывающие документы о том,
что главное влияние на айкидо с точки зрения техники оказало Дайто-рю
айкидзюцу. Учитель Уесибы, Сокаку Такеда, был мастером фехтования и
знатоком оружия, потратившим много лет на изучение различных его видов. В
те годы, когда ношение меча было запрещено законом, Такеда всего лишь
внедрил оружие в технику джиу-джитсу как наиважнейший компонент обучения
воинским искусствам. Буджитсу Такеды было многоплановым по самой своей
природе, и его ни в коем случае нельзя сводить только к техникам
дзюдзюцу. Техники Дайто-рю были построены на принципах меча.»